среда, 1 апреля 2015 г.

Про винил за плинтусом, большое металлическое вымя, дихлофос и другие аудиофильские приключения российского писателя. (КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ ВИНИЛА: ПАВЕЛ САНАЕВ)

«Писатель должен делать то же самое, что священник»: Интервью с писателем Павлом Санаевым. Изображение №1.
Чтобы опять не затерялась, решил опубликовать здесь очередную и, на мой взгляд, очень интересную историю любителя винила и хорошего звука. Тем более, что написана она им самим, с присущим ему юмором и мастерством признанного писателя. Лично с автором я не знаком, и только мимоходом как-то раз с ним пересекался, при этом запомнились забавные обстоятельства.
Было это в ноябре 2013 г. на выставке "Moscow Hi-End Show" в гостинице "Holiday Inn Simonovskiy". Зашли мы с супругой в комнату, где располагались винильщики с Белорусской. И там, перебирая пластинки в коробках, замечаю, что она мне знаки какие-то непонятные подает, кивает как-то странно в сторону окна, а потом шепчет что-то типа: "смотри..., там... за плинтусом...". Зная крайнюю нелюбовь моей жены к насекомым, тут же бросил ковыряться в дисках. Думаю, какого хрена, вроде бы приличная с виду гостиница, не должно быть тут ничего такого, но может со старыми пластинками натащили чего-то ребята из своих подвалов. Оглядываюсь по сторонам и тут все становится ясно. Говорю ей: "Да, точно -это писатель, Павел Санаев! Тоже любитель винила с некоторых пор и на том же, что и мы концерте Iron Maiden был! Интересную статью в ФБ опубликовал, как он к винилу пришел, дам почитать, когда вернемся домой".
Все это произвело положительное впечатление на мою супругу, поэтому она уговорила меня придушить в себе жабу и купить, не сильно торгуясь, "Get a Grip" Aerosmithовский, а потом мы еще и фонокорректор ламповый заказали прямо на выставке со скидкой. В общем, тогда сложилось все удачно, но вечером обнаружилось, что интересные посты Павла про винил и про концерт Мэйденов с фейсбука умыкнули злоумышленники. Позже, Павел восстановил тексты и опубликовал их еще раз, но там их найти все равно сложно, поэтому пусть они здесь будут тоже.  

Двадцать лет назад компакт диски вытеснили виниловые пластинки, и, казалось, это навсегда. Но два-три года назад в музыкальных журналах и на меломанских форумах стали появляться статьи, в которых живописалась «утерянная прелесть живого винилового звука». Дескать «цифра – это мертвечина, и только винил – настоящая музыка». За старыми пластинками 60х-80х годов началась охота, а сегодня ни одна уважающая себя группа не выпустит альбом без ограниченного винилового тиража. Что это? Новая мода на ушедший ретроформат, который приятно подержать в руках и который красиво крутится, или музыка на виниле в самом деле звучит иначе. Те, кому эта тема не интересна, могут дальше не читать, а тем, кто всерьез увлекается прослушиванием музыки, мой личный опыт может быть полезен. Букв будет много, но тех, кто «асилит», в конце ждет полезный вывод, применимый не только к музыке, но и к любым жизненным сферам.

Если задуматься, в нашей жизни не так много не разрушающих здоровье удовольствий. Музыка стала для меня таким удовольствием с восьмого класса. Любая усталость, любой спад настроения проходит за час-полтора прослушивания любимых альбомов. Если говорить о предпочтениях, то, как охарактеризовал меня в свое время Кирилл Немоляев, у меня «большое металлическое вымя» - я люблю тяжелый рок. Есть несколько любимых групп арт-рока, есть любимые произведения классики, но как пели Twisted Sister “I pledge allegiance to the flag of the united states of rock”. C 1983 года – ровно 30 лет.

Нет смысла рассказывать, что значили в 80-е годы пластинки любимых групп. Их меняли, брали на вечер переписать за деньги, покупали и продавали по несколько десятков раз. Пара пластинок стоила хорошую советскую зарплату, поэтому коллекционировать их было немыслимо. Я знал суперспекулянтов, у которых одномоментно могло находиться дома 10-20 дисков, но не знал никого, кто собирал бы коллекцию и слушал музыку прямо с винила. Пластинки полагалось переписывать на пленку и менять-продавать, а собирать винил, чтобы слушать, было все равно, что сегодня использовать для повседневных поездок коллекционный «Бугатти». (Диски «Мелодия», разумеется, не в счет).

С начала девяностых у самых продвинутых меломанов появились проигрыватели компакт-дисков. Тот, кто впервые слышал звучание этого новшества, немедленно приходил в восторг – чистый звонкий звук, никаких шумов, а как удобно переключать с песни на песню! Диск не боится пыли, почти не боится царапин, да он просто вечный! В сравнении с привычными кассетными записями, сделанными с пластинок, звучание компакт дисков было однозначно более выигрышным, и горы кассет вместе тоннами кассетных дек отправились на помойки. Началась эра компакт дисков.

Я поменял все свои кассетные записи на блестящие лазерные круги в течение нескольких лет и подобно многим считал, что эпоха кассет и виниловых пластинок безвозвратно кончена. В этом я был бы уверен по сей день, если бы, разгребая однажды домашний хлам, не наткнулся в одном из ящиков на сотню своих старых аудиокассет. Выбросить их стало жалко, и я придумал купить какую-нибудь приличную деку, записать на кассеты музыку со своих же компактов и отвезти все это хозяйство на дачу. В поисках деки я познакомился с мастером-реставратором Артемом, у которого впервые в жизни услышал, как звучит дека Nakamichi. Хотя мой текст посвящен винилу, не могу не сказать несколько слов об этой технике – ведь именно Nakamichi заставил задуматься о том, что привычный компакт-диск вовсе не такой абсолютный носитель, как нам кажется. Можете ли вы поверить, что запись, сделанная на Nakamichi с компакт-диска, звучит ЛУЧШЕ, чем исходный CD? Поверите ли вы, что MP3, записанный на кассетную пленку, может звучать так же, как фирменный компакт диск и ЛУЧШЕ, если использовать хромовую ленту? Лично я не поверил бы в это ни за что, если бы не слышал своими ушами. Слух у меня, конечно, не такой тонкий, как у авторов статей в музыкальных журналах, пишущих что-нибудь вроде: «… после того, как серебряные провода нагрелись, звуковая картина стала более прозрачной, и я начал слышать левую руку музыканта…», но все же достаточно придирчивый. Не вдаваясь в подробности, попытаюсь описать разницу простыми словами. После прослушивания Nakamichi кажется, что музыка с компакт-диска вдавливается вам в уши, в то время, как музыка с кассеты бережно вливается. Есть технические объяснения этому феномену, но мы и так вынужденно отвлеклись от центральной темы. Nakamichi с воплями восторга был куплен, разумеется не для дачи, а на прощание Артем сказал странную вещь: «Ну, если тебе понравился звук, по своему опыту могу сказать, что придешь ты в конце-концов к винилу». Я не придал значения этим словам, но через несколько дней то же самое сказал человек, у которого я покупал запечатанные аудиокассеты.
- Не знаю… Что в этом виниле такого? – удивился я, не собираясь загромождать квартиру вертушкой и стопками старых дисков.
- Ну, что вы, это совсем другой звук, - сказал продавец кассет и улыбнулся таинственной улыбкой посвященного.

Любопытство заставило залезть на интернет форумы, где восторги по поводу «живой виниловой музыки» содержались в каждом втором топике
- Если это такой потрясающий звук, почему же тогда мы все до единого человека отдавали в 80-е годы предпочтение звуку компакт-диск плеера? – недоумевал я.

Решив провести эксперимент, я купил через интернет две пластинки - Iron Maiden «Seventh son of a seventh son» и Judas Priest «Sin after sin» и договорился с приятелем, у которого был проигрыватель, послушать попеременно CD и винил, чтобы сравнить звучание. Приятель, кстати, является рьяным фанатом виниловых дисков, собрал большую коллекцию, но слушает другую музыку, поэтому для чистоты эксперимента я решил, что пластинки будут мои.

После краткой преамбулы, что мол «винил это ваще круто, аналог, мля, звук просто писец» мой приятель водрузил Judas Priest на вертушку Dual и поставил иглу. По другому каналу усилителя мы запустили компакт диск, так что звук можно было переключать туда-сюда и сравнивать. Сравнивать, впрочем, долго не пришлось – с первой секунды было слышно, что звук с винила в сравнении с компактом звучит, мягко говоря, тускло – невнятно, не динамично. Звуки как будто слипались вместе, в то время, как музыка на компакт-диске звучала отчетливо – все частоты были разложены по своим «этажам» и не налезали друг на друга.
- И в чем прикол? – спросил я своего виниломана.
- Ну, это такой ретрозвук, он по-своему другой, по-своему кайфовый…
- Не знаю, что в нем «по-своему кайфового», - сказал я, а про себя подумал: «Так и патефон можно слушать, у него тоже звук «по-своему другой», только зачем?»

Помня со школьных уроков физики, что любой практический опыт нужно проводить минимум трижды, я отправился с пластинками в магазин, торгующий топовыми винтажными проигрывателями. Идеально сохранившиеся вертушки, стоившие в восьмидесятые целое состояние, там можно было купить за вполне приемлемые деньги и, разумеется, пощупать-послушать. Продавец любезно собрал испытательный тракт, поставил самую дорогую иглу, из имевшихся в наличии, и… снова недоумение. Звук был лучше, чем в гостях у моего приятеля, но явно не тот, ради которого стоило затевать возню с пластинками. Оригинальный британский Judas Priest в сравнении с европейским компактом звучал не хуже, но и не лучше. Чуть по-другому, более «мясисто», как сказал продавец, которому тоже был интересен эксперимент, но явно не так, чтобы отдать ему однозначное предпочтение. А вот британский же Iron Maiden «слил» японскому компакт-диску вчистую. Звук на CD был ярче, четче, сочнее. Левая рука Стива Харриса… Впрочем, это я увлекся – до левой руки не дошло.
- Что ж такое? Говорят, винил-винил… Винил круче должен звучать, - допытывал я продавца.
- Ну, он по-другому немного звучит, сами слышите.
- Я слышу, что хуже.
- Ну, кому-то так больше нравится.
- Я не понимаю, как может больше нравиться то, что явно хуже. Может у вас проигрыватель получше есть?
- Да нет, это Victor топовый.
- Может игла?
- Хорошая игла. У нас лучше нету.
- А вот я слышал фонокорректор какой-то быть должен…
- Он в усилителе встроенный. Это предтоповый Sunsui, можем топовый поставить, но они по звуку почти одинаковые.
- Нет, спасибо, все ясно…
«Возвращение винила – дань моде, - решил я,- Одним просто нравится держать в руках эти черные круги, другие им подражают, а третьи раскручивают эту тему в журналах и на форумах, чтобы впаривать за большие деньги пластинки тридцатилетней давности. Вот и весь секрет».

На всякий случай я решил съездить в гости еще к одному человеку и третий последний раз провести эксперимент у него. Дать шанс «особому мнению», как у Стивена Спилберга. Этот человек бескомпромиссно позиционировался на своем сайте как абсолютный знаток винилового звука, и если бы третий тур эксперимента привел к такому же результату, виниловые пластинки были бы окончательно преданы анафеме. Любителям черных кругов я вынес бы суровый диагноз «винилодрочерство», а купленные Judas Priest и Iron Maiden превратились бы в чистом поле в тарелочки фрисби, благо стоили теперь не целую зарплату.

Человека, к которому я отправился, звали Александр Червяков. Он, ничтоже сумняшеся, утверждал, что 90 процентов виниловых трактов, включая навороченную «фирму» - «голимое фуфло», и если человек хочет услышать, как по-настоящему звучит винил, то он охотно приглашает такого человека к себе в гости на прослушивание собранного им лично тракта. Заявочка, прямо скажем, нагловатая, но сайт Александра был сделан с большим вкусом, а упомянутый тракт выглядел на фотографиях весьма достойно. Стоило потратить воскресный день, чтобы или прищучить наглеца или в самом деле услышать нечто особенное.

Хорошо быть известным писателем! Нет, правда, хорошо, потому что иначе знакомство с Александром могло бы не состояться. Оказалось, он на дух не переносит тяжелый рок, и, увидев в моих руках Iron Maiden, чуть не завернул меня прямо с порога.
- Вам ко мне не надо! Нет, серьезно, вам не надо ко мне. Это не моя музыка, вам бессмысленно слушать мой тракт. У меня на сайте предупреждение написано «за мясом на скотобазу!» - говорил он, чуть ли не загораживая от меня вход в свой дом, - Вы не мой клиент! У меня тракт рассчитан на живой блюз, джаз, классику. Вы со своей дихлофосной музыкой все равно ничего не услышите!

Только готовность провести эксперимент с джазовыми пластинками и вовремя открывшаяся любовь семьи Александра к «плинтусу» растопили лед, и я был приглашен в дом. Большие колонки, умопомрачительно красивый ламповый усилитель, вертушка с тремя тонармами, похожая на какие-то диковинные часы… ну-ну, послушаем. Александр поставил Леонарда Коэна, и… Вот тут я действительно услышал, что такое НАСТОЯЩИЙ звук! Глубокий, полный обертонов голос прямо передо мной. Не из колонок, не из аудиосистемы – в пространстве. Музыкальные партии не просто разложены по частотным «этажам», а словно развешаны по комнате – не в двух, а в трех измерениях! Даже тихим пощелкиваниям пластинки был, как будто, отведен свой отдельный этаж, где тихие пылевые щелчки уютно потрескивали, как огонь в камине, не мешая музыке. После Коэна слушали классику, потом еще какой-то джаз. Потом сравнивали звучание одного и того же джаза на пластинке и на компакт-диске. Стоило переключить усилитель на цифровой источник, и музыка буквально умирала – все звуки есть, все на местах, а волшебство уходит, дух не захватывает. На тракте Александра цифровой звук был разбит наголову, уничтожен, просто перестал существовать. Эксперимент можно было считать законченным, если бы не деликатный нюанс – мне все-таки хотелось услышать, как звучат именно мои пластинки. Видя мой умоляющий взгляд, Александр наступил на горло своему вкусу и поставил Iron Maiden на вертушку с таким видом, словно лил коллекционный коньяк в заляпанный мазутными пальцами граненый стакан. Зазвучало вступление Seventh son… Хотите верьте, хотите нет, но я чуть не прослезился, потому что музыка буквально пробирала насквозь.
- Нет, я все-таки не запущу эти пластинки в поле, как фрисби! – вырвалось у меня.
- И зря, там этим пластинкам самое место! – подал голос Александр, - На виниле надо нормальную музыку слушать, настоящую, которая на века написана, а не эту мерзость.
- Мне нравится.
- Ну… Не знаю даже, что вам сказать… Если бы не ваша книга… Наверное, писатели имеют право на странности. Вы, конечно, клиент не мой, но так и быть, сделаю для вас исключение. Все равно, думаю, вы со временем к другой музыке придете, пусть будет «на вырост». Если решите, что вам это нужно, сделаю для вас тракт.
- Нужно, нужно!
- Тогда слушайте…

Дальше был долгий разговор, в котором Александр объяснял, почему его тракт звучит так, что у людей падает челюсть, и почему девяносто процентов других трактов так не звучат. Мы договорились об окончательной конфигурации, цене и сроках и с тех пор… я болею «винилодрочерством». Почти все, что было собрано на компактах, заменяется большими черными кругами, а звучание музыки приносит радость, о которой я даже не подозревал. Когда хорошая система качает у тебя в комнате Deep Purple – это круто. Но когда системы как будто нет, а клавиши Джона Лорда (только теперь ты понимаешь, что такое звук настоящих клавиш!) заходятся в неистовстве прямо перед тобой – это не просто круто, это снос крыши. Александр, спасибо, что ты есть, и открыл секрет настоящего винилового звука! И отдельное спасибо, что не завернул меня с порога с моей «дихлофосной» музыкой. Ты уж извини, мне она правда нравится. Писатели – они со странностями.

В конце текста я обещал вывод, который можно применять к любым сферам жизни. Он прост – хотите что-то проверить, сделайте это минимум ТРИЖДЫ. Иначе рискуете прийти к опрометчивым выводам, лишить себя чего-то хорошего или впасть в самообман. Вдумайтесь, огромное количество людей носятся сегодня с винилом и говорят про «живой звук». Но в подавляющем числе случаев, если сравнивать этот звук с традиционным CD, выяснится, что цифра звучит не хуже, а то и лучше. Во многих случаях окажется верным мой первоначальный вывод – одним просто нравится держать пластинки в руках, другие им подражают, а третьи раскручивают эту тему, чтобы впаривать диски тридцатилетней давности. Я сочувствую людям, потратившим немалые деньги на вертушки-пластинки, но не встретившим опытного человека, который помог бы извлечь из винила полный потенциал. В этом деле немало тонкостей – игла, тонарм, фонокорректор, настройка… Именно незнание этих тонкостей привело к тому, что в восьмидесятые годы все поголовно сменили винил на «цифру». Даже очень хорошие вертушки без хорошего фонокорректора или с недостаточно хорошими иглами сводили преимущества винила на нет и делали неоспоримым превосходство компактов. Звук, скрытый в носителе, подобен фотографии, а проигрыватель – проектору, через который вы проецируете изображение на стену. Формат CD – это «фотография» достаточно высокого разрешения, но винил – бесконечно высокое разрешение, первозданный, не разобранный на биты, звук с воздухом и глубиной. В этом смысле разница между CD и винилом такая же, как между цифровой фотографией и широкопленочным слайдом. Но что будет, если вы станете проецировать широкопленочный слайд с помощью проектора, в котором тусклая лампа или примитивный объектив? Результат будет невнятным – именно таким, каким были мои первые виниловые опыты. (Кстати, после знакомства с Александром, я еще несколько раз слушал в гостях у разных людей разные виниловые системы, и все они звучали не просто хуже системы Александра, а драматически хуже. Не раз хотелось задать вопрос – ради чего вы тратите деньги на винил, если все равно не получаете от него то, что возможно?)

Эта статья написана не для того, чтобы похвастаться, а для того, чтобы направить по верному пути всех желающих познакомиться с настоящими возможностями виниловых пластинок. Александр – вежливый радушный человек и, ничего не навязывая, всегда готов продемонстрировать свою систему желающим. Я не утверждаю, что ничего в мире не может звучать лучше, но на мой личный слух (неспособный слышать левую руку музыканта на разогретых серебряных проводах, но вполне отмечающий разницу от подключения экранированного и неэкранированного сетевого провода) искать добра от такого добра – напрасно тратить время и деньги. Конечно, если вы любите тяжелую музыку, вас могут с порога «отправить на скотобазу», но попробуйте сослаться на меня – надеюсь, любви семьи Александра к «плинтусу» хватит на несколько гостей от моего имени.

P.S. Еще несколько слов об акустике. Здесь наши вкусы с Александром расходятся, опять-таки из-за моих «дихлофосных» предпочтений. Его колонки – настоящее произведение искусства, если речь идет о джазе, классике или блюзе. Виолончель звучит как настоящая виолончель, играющая прямо перед вами, и вибрация басовых струн вызывает дрожь. Некоторые тяжелые пластинки (например, упомянутый Iron Maiden) тоже звучат отменно, но многие «тяжелые» диски 80-х неожиданно теряют всю «тяжесть» и начинают звучать крикливо (в мой следующий визит мы ставили еще несколько «роковых» пластинок). Причина – недостаточная выраженность басовых партий в самой записи. Видимо, звукорежиссеры закладывали при мастеринге столько баса, сколько нужно для колонок «тяжелых» по своей сути. В моем случае, виниловый тракт Александра подключен к акустике Aleks Id570, и они выдают ровно столько низов, сколько необходимо, а в случае Iron Maiden даже с избытком. (Неудивительно, потому что глава Мейденов бас-гитарист и себя любимого микшером не задавит). Если ваши предпочтения джаз, классика или блюз – более подходящую акустику, чем ту, что предлагает Александр, найти сложно. Если у вас, как у меня, «большое металлическое вымя» - варианта три – или «на скотобазу», или эквалайзер, или подключать тракт к более «роковой» акустике, пусть даже ценой потери легкости звучания при воспроизведении джаза и классики.

Update: Аудиофильские приключения на этом не закончились. Несколько недель система прожила на своем старом месте, а потом дома начался ремонт… После реорганизации жилья музыка переехала в мой кабинет, и случилась неприятная вещь…. В помещении 12 квадратных метров звук буквально умер. Представьте себе, насколько это обидно – заказать вертушку у Мастера, собрать коллекцию любимых пластинок, узнать КАК это может звучать, а потом потерять все это волшебство. Нет, слушать, конечно, можно, но дух не захватывает…
Как пишут в учебниках по драматургии «в начале фильма герой теряет свой «рай» и, стремясь обрести его снова, отправляется в путешествие, полное приключений». Именно это случилось со мной – «звуковой рай» был утерян и, стремясь вернуть его, я проделал путь, на котором было сделано много интересных открытий. Думаю, эти открытия будут интересны всем, кто неравнодушен к музыке, и в самом скором времени я ими поделюсь.
Темой следующего поста будет ВЫБОР АКУСТИКИ.

1 комментарий: